Москва, Проспект Мира, дом 101, стр.1 (БЦ Гипромез)
записаться

Банкротство простым языком. Часть 7. Реестр требований кредиторов и как туда попасть.. да и зачем?

27 сентября 2021

Не бывает банкротства без кредиторов. Банкрот априори тот, кто не может расплатиться с кредиторами. Но и чтобы кредитору оплату получить – нужно попасть в этот самый реестр, что обычно не сложно, но бывают нюансы. Как включиться в реестр? Зачем?

включиться в реестр
Источник: https://agropolit.com/

Миссия включиться в реестр. Главная причина отказа во включении в реестр: перепутали долг с текущим

В банкротстве есть некая точка, по которой определяется куда относится долг – к реестру требований кредиторов или же к текущим обязательствам.

Этим моментом считается дата принятия судом заявления о банкротстве организации.

Важно! Очень часто путают дату принятия заявления о банкротстве с датой введения процедуры банкротства.

Речь идет именно о принятии к производству заявления о банкротстве, то есть даты вынесения арбитражным судом определения, которым суд назначил дату рассмотрения заявления о банкротстве. Именно от этой даты следует отсчитывать то, куда относится ваш долг.

Поэтому на вопрос «Как понять относится долг к реестру или текущим»? Ответ на самом деле простой: нужно просто обратить внимание на то, когда возникло обязательство должника, и уже от этой даты следует считать.

Например, возьмем условную дату в 01.06.2022 года. Представим, что в эту дату суд принял к производству заявление о банкротстве организации. Так вот, если кто-то до указанной даты поставил товар в адрес банкрота, а оплату не получил, то такой долг пойдет в реестр. Если же поставка осуществлена после указанной даты, то долг будет считаться текущим.

Что тут важно: за основу берутся не дата договора или срок оплаты, а именно фактическое исполнение обязательств по договору, будь то поставка, выдача займа или иные мероприятия.

Есть некоторые особенности разве что с теми обязательствами, которые имеют периодичность.

Например, если выплачивается арендная плата. В таком случае сроки у нас считаются по каждому платежу отдельно по дате окончания срока (например, если помесячная оплата, то последний день каждого месяца). И если дата окончания срока приходится после даты принятия к производству заявления о банкротстве – то такой долг будет текущим, а если до этой даты – то реестровым.

Есть и ряд иных нюансов, но глобально правило еще раз такое:

Смотрим на то, когда фактически что-то произошло (поставка, передача денег и так далее), а не на сроки оплат.

При разовых услугах

Смотрим на последний день очередного периода.

При периодических платежах

Итого мы определились: долги до даты принятия заявления о банкротстве включаются в реестр, а после этой даты являются текущими.

А теперь давайте разберемся зачем вообще такое деление.

Разница между реестровыми и текущими долгами

По закону, в первую очередь выплачиваются текущие долги. То есть даже если вы включились в реестр и банкроту пришла хорошая такая сумма денег – не факт, что эти деньги дойдут до вас, сначала нужно выплатить все текущие обязательства.

Почему так несправедливо?

Сделано для того, чтобы за время банкротства не стало еще хуже, чем до этого. Если бы условные охранники не получали в первую очередь деньги, то они бы и не стали ничего охранять и к моменту продажи могло так стать, что и продавать уже нечего. Да и управляющий не стал бы работать без оплаты, как и оценщик и все остальные. Банкротство в принципе бы было невозможным.

Поэтому по закону сначала выплачиваются текущие обязательства и лишь потом реестровые. Внутри текущих там есть еще и очередность, давайте вкратце буквально по ней пройдемся:

  1. Вознаграждение арбитражного управляющего и все расходы, которые он обязан нести (оценка имущества, например)
  2. Выплата текущей заработной платы
  3. Расходы на привлеченных арбитражным управляющим специалистов, которые являются фактически опциональными (та же охрана не считается обязательной)
  4. Коммунальные и иные эксплуатационные расходы
  5. Все иные текущие обязательства

То есть, по сути, все налоги (кроме НДФЛ) и обычные хозяйственные договоры будут выплачиваться последними в сравнении с другими текущими.

Причем что тут важно, если есть несколько долгов в рамках одной очереди, то они выплачиваются в календарной очередности поступления на расчетный счет платежных поручений об оплате долга. То есть если два долга находятся в одной очереди, то может так получиться, что одному оплатят, а на второго денег уже не хватит.

Интересный факт: календарная очередность тут формируется не по дате возникновения долга, а по дате выставления платежки арбитражным управляющим. А платежки он должен выставлять сразу. По факту же, обычно никто эти платежки сразу не выставляет и потом уже, когда деньги появились, занимаются выставлением платежек в срочном порядке, в результате календарная очередность кое-как соблюдается.

А еще, если управляющий не знал вообще никак о текущем долге перед вами и не оплатил, то он, естественно, ни в чем не виноват. Нужно извещать

Оплата текущих обязательств осуществляется незамедлительно после поступления средств на расчетный счет. Причина проста – обычно у банкрота «висят» в картотеке неисполненные обязательства перед налоговой и если управляющий вовремя не распределит средства, то они уйдут на налоги, которая как бы пятая очередь. Да и обязанность есть у него сразу при получении информации по долгам выставлять на оплату платежные поручения.

Другое же дело реестровые требования. Там уже обязанности платить быстро и как только появились деньги нет. Когда управляющий будет производить оплату в результате не очень ясно. И очень часто управляющие держат деньги на счете настолько долго, насколько это возможно, ведь каждый месяц они получают вознаграждение, а также получают оплату все их знакомые юристы и бухгалтеры, задействованные в этом деле. Да и когда в будущем встанет вопрос оплаты очередного месяца услуг охраны – не придется в судорогах пытаться понять, где же взять деньги.

Очередность оплаты реестровых обязательств

Если же управляющий все-таки решил приступить к оплате реестровых обязательств, то оплаты осуществляются в очередности, предусмотренной законом, где официально есть 3 очереди, хотя, по факту, их все-таки четыре и даже больше.

Первая очередь бывает крайне редко. Это обязательств в связи с причинением вреда жизни и здоровью граждан. Причем моральный вред сюда не относится, точнее раньше он тоже сюда относился, но больше нет, теперь моральный вред относится к третьей очереди, не перепутайте.

Вторая очередь – обязательства по оплате труда, включая выходные пособия. Причем сюда же относятся и НДФЛ, и взносы в Пенсионный фонд РФ. А вот выплаты в фонд социального страхования сюда не попадают, те уходят в третью очередь.

Третья очередь – это как раз-таки все остальные. Причем она внутри как бы тоже разделена:

  • Залоговые обязательства – учитываются отдельно, потому как у них особый статус. Такие кредиторы получают деньги только при продаже залогового имущества, при этом и получают они сразу 70 (или даже 80%, если залог по кредитному договору) от стоимости продажи имущества
  • Обычные кредиторы – тут ничего особенного. Сюда относятся и налоги, и обычные контрагенты, и всякие коммуналка и так далее
  • Мораторные проценты – забудьте об этом, вряд ли пригодится. Это проценты, если вдруг в рамках банкротства будут оплачены все долги всем кредиторам
  • Отдельно учитываются так называемые «финансовые санкции». К ним относятся неустойки, штрафы и проценты за неисполнение обязательства. Вот тут подробнее

Отличие финансовых санкций от иных обязательств.

Финансовые санкции по своей сути представляют собой денежную ответственность за несвоевременное исполнение обязательств. И их часто путают с обычной платой.

Например, проценты за пользование кредитом не являются санкцией, т.к. это просто плата за пользование кредитными средствами. В этой связи проценты за пользование кредитом включаются в обычную часть третьей очереди. А вот если кредит не оплачен вовремя и начисляются проценты за пользование чужими денежными средствами, то тогда речь уже идет о финансовых санкциях.

Но есть и другие моменты.

Например, государственная пошлина, оплаченная при судебном споре еще до банкротства, санкцией не является. Это прямой расход второй стороны. Также как и судебные расходы на юристов, которые были взысканы со стороны. При этом по этим двум категориям есть и другой важный фактор. Датой возникновения обязательства является не дата оплаты пошлины, а дата вступления в силу судебного акта, которым взыскана пошлина. Поэтому часто основное обязательство является реестровым, а обязательства по пошлине или судебным расходам на представителя относятся уже к текущим.

Итого обычные оплаты за имущество, пользование им или пользование денежными средствами – все это идет в общую третью очередь, а все что является по сути своей наказанием за несвоевременное исполнение – относится к финансовым санкциям.

Главная же причина почему они выделяются в том, что они по своей сути являются четвертой очередью реестра требований кредиторов, т.к. оплаты по таким обязательствам производятся только тогда, когда основные обязательства в третьей очереди исполнены.

Что нужно, чтобы включиться в реестр требований кредиторов?

Как правило, чтобы включиться в реестр, нужно подать соответствующее заявление в суд.

Кредиторы могут включиться в реестр на основании определений суда, за исключением обязательств по заработной плате. По ним включения осуществляются без судебного акта. Достаточно просто обратиться к арбитражному управляющему с соответствующим заявлением. И уже если он откажется – подавать возражения в суд.

Есть и другие исключения. В тех же банкротствах КПК также сначала достаточно написать конкурсному управляющему. Но общее правило – включаемся в реестр через суд.

Чтобы включиться в реестр не нужно платить никакие пошлины. Достаточно лишь подготовить само заявление в суд, приложить к нему документы в подтверждение долга, отправить все в копиях в адрес управляющего (иногда и самому должнику, например, в наблюдении) и подать заявление в суд со всеми приложениями, в том числе почтовыми квитанциями о том, что заявление отправлено управляющему.

В качестве доказательств наличия долга могут прикладываться договоры, акты и иные первичные документы, подтверждающие, что долг реальный. Если же вы ранее уже обращались в суд, еще до банкротства, в обычном исковом порядке, то обычно суду для включения в реестр достаточно в качестве подтверждения просто приложить судебное решение о взыскании долга.

Сам судебный процесс представляет собой по большей части аналог обычного искового производства. Один доказывает, что долг есть, а другой пытается доказать, что его нет.

В последние годы есть еще один аспект, который остро встал. И даже является чуть ли не основной причиной отказа во включении в реестр.

Миссия включиться в реестр. Афилированность как новая главная причина отказа во включении в реестр

До недавнего времени одной из главных проблем в банкротстве было большое количество «рисованных» кредиторов. Это когда должник перед банкротством якобы нанимал разных субподрядчиков. Те ему оказывали какие-то услуги, или он даже может получал деньги от кого-то. При этом по факту долгов нет, т.к. никаких субподрядчиков никогда не было. Да и услуги ему никто не оказывал. А полученные деньги были возвращены через другие организации (так называемое транзитное движение денежных средств).

Но доказать такие вещи практически нереально.

В этой связи сначала изменили стандарты и правила доказывания по таким вопросам: если доказать взаимосвязь сторон, то далее достаточно лишь представить любые сведения, позволяющие усомниться в реальности отношений. И тут уже бремя доказывания перекладывается на аффилированную сторону. Где-то там же появился термин «фактическая аффилированность» – когда юридически стороны не связаны, но фактически таковыми являются и есть доказательства этого. И затем еще и добивка – компенсационное финансирование. Верховный Суд РФ придумал такую структуру, что даже если деньги реально перечислялись между аффилированными лицами или даже реально велись работы, но организация уже была в тяжелом положении, то таких кредиторов в реестр включать нельзя, их как бы отправляют в еще одну дополнительную очередь (так называемая «предшествующая распределению ликвидационной квоты»).

Ведь это компенсационное финансирование и такие отношения являются не хозяйственными, а корпоративными, по мнению Верховного Суда РФ.

Итого сейчас аффилированным кредиторам крайне сложно включиться в реестр. Что несет свои плюсы на самом деле. В делах о банкротстве в большинстве своем сейчас действительно независимые кредиторы, которым реально должны денег. Но и с другой стороны попытки спасти банкрота перед банкротством теперь рискованные. Если не удастся, то и деньги потеряли, и вернуть потом даже часть не удастся. Бывают даже случаи, когда такое финансирование становилось основанием субсидиарной ответственности. Якобы таким образом оттягивалась дата введения банкротства, искусственно создается ощущение нормального финансового состояния, и в это время формируются новые долги.

Поэтому фактически у нас с очередностью требований кредиторов все сильно сложней, чем написано в законе:

  • Сначала 1-3 очереди, кроме финансовых санкций
  • Затем 3 очередь финансовые санкции
  • Затем те, кто пропустили срок на включение в реестр
  • И потом уже аффилированные кредиторы

Если же и тогда имущество или денежные средства остаются – они распределяются между учредителями организации.

Кстати, было время, когда оплата долга перед всеми кредиторами судами расценивалась как восстановление платежеспособности и дела о банкротстве прекращались. То есть банкротства нет, возвращаем директора. Но в последнее время таких случаев уже не наблюдается, суды оценивают, что в результате продажи имущества банкрота фактически активов у него уже недостаточно для осуществления деятельности, а потому банкротство завершается ликвидацией должника.

Право голоса в делах о банкротстве

Реестр требований кредиторов имеет и второе значение для кредиторов.

Это не только возможность в будущем получить денежные средства при распределении активов, или получить удовлетворение по субсидиарной ответственности. Это также еще и дает право голоса на собрании кредиторов.

При этом учитывайте ряд факторов:

  • 1 и 2 очереди, а также финансовые санкции правом голоса не обладают
  • Также правом голоса не обладают те, кто за реестром, а также те, кто включены до распределения ликвидационной квоты
  • По залоговым отдельные правила. Например, залоговые не вправе голосовать по многим вопросам, таким как выбор арбитражного управляющего в ходе конкурсного производства. Но при этом при переходе из наблюдения в конкурсное производство – вправе
  • Аффилированные, в том числе фактически аффилированные, кредиторы, даже если они включены в реестр, не вправе выбирать арбитражного управляющего (считается, что таким образом они станут вредить банкротству через подконтрольного управляющего)

Поэтому обычно голосуют только третья очередь, основной долг, без залога и без аффилированности. Остальные такого права лишены.

Другие особенности

Вообще по включениям в реестр есть куча других нюансов.

Они несложные, их просто много.

Например, есть срок на включение в реестр. Он составляет 2 месяца с даты публикации в газете Коммерсантъ информации о введении конкурсного производства. Если же у нас какая-то другая процедура, то там иные сроки могут быть. Если пропустить срок в наблюдении – то заявление просто будет рассматриваться только в следующей процедуре банкротства. А если пропустить в конкурсном производстве – то тогда попадешь не в реестр, а за него, то есть потеряешь право голоса и упадешь в очередности.

Есть моменты, связанные с цессиями. Тут лучше индивидуально разбираться, т.к. часто кредиторам отказывают, т.к. долг, к примеру, “просужен”, а определения о правопреемстве нет, при этом подает заявление правопреемник.

Есть моменты с публикациями. Каждое поступившее в адрес конкурсного управляющего заявление подлежит опубликование. Но это только в конкурсном производстве, в наблюдении такого нет.

А еще, даже если кредитор еще не включился в реестр, вправе возражать по заявлениям других кредиторов. А еще можно оспорить решение суда, на основании которого кто-то включается в реестр, даже если ему уже много лет. И еще.. и еще есть куча других нюансов )


В последние годы мы рассматриваем вопрос формирования реестра требований кредиторов как основной в банкротстве. Закон и практика дали реальную возможность бороться с фиктивными кредиторами, в том числе доказывая аффилированность и оспаривая такие сделки. Поэтому, на наш взгляд, два наиболее эффективных способа для максимального расчета с кредиторами:

  • Сделать реестр как можно меньше, отбивая всех необоснованных кредиторов
  • Оспорить как можно больше сделок, вернув максимально возможное количество активов

Больше активов и меньше кредиторов. Вот и вся математика. Периодически даже удается в результате закрыть реестр на все 100%, хотя и далеко не всегда.

Но что еще лучше – как только кто-то начинает активно копать в сторону фиктивности кредиторов, раздаются звонки этим кредиторам с предложением оплаты им в индивидуальном порядке. Поэтому наш совет – не упустите этот момент.

Часто клиенты крайне сильно недооценивают наблюдение в этом аспекте. Сначала в наблюдении всех пускают в реестр, а потом страдают, что реестр большой, денег на всех мало, да и самые крупные кредиторы не дают принимать адекватные решения. А еще и управляющего выбрали какого-то странного.

Основная проблема лишь в том, что нет гарантий. Каждое заявление нужно просматривать индивидуально, а это дорого и уходит много времени. Да и обычные судебные юристы тут тоже не справятся, т.к. аффилированность в банкротстве не та же, что и в обычных корпоративных отношениях. Здесь ее можно доказывать как хочешь, вопрос лишь к твоей фантазии. Лучше всех тут работают банкротчики – в одном деле придумывают схемы, а в других их ломают )

В одном деле меня смутило, что у двух кредиторов, которые юридически никак не связаны, заявления были написаны один в один, только разным шрифтом. Затем удалось докопаться, что хоть юристы в суды ходят и разные, но сами по себе документы в систему загружает один и тот же человек. Потом удалось суд убедить истребовать банковскую выписку по обеим организациям, а там уже найти конкретные доказательства их взаимосвязи, т.к. обе организации финансировались со счета одного и того же индивидуального предпринимателя.

А там уже суд усомнился в реальности хозяйственных операций с должником по договорам субподряда. Те не подтвердили выполнение работ в полном объеме. Таким образом примерно на 80% удалось уменьшить реестр требований кредиторов

Поэтому включайтесь в реестр сами и следите за теми, кто включается туда вместе с вами!